ИСТОРИЯ №1

Дата путешествия: 24 июня -16 июля  2017 года

Участники  и организаторы маршрута: Мохова Ирина Юрьевна (основной инициатор всех походов, душевный вдохновитель всех и всея на всякого рода походы), Шатохины Константин, Илья и Кирилл (семья Моховой И.Ю.), Жаркий Владимир и Прасков Сергей (ученики 10-го класса, классный руководитель Мохова И.Ю.), Голенков Дмитрий (студент 3 курса Тихоокеанского государственного университета, ученик Моховой И.Ю.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ МАРШРУТА

Идея путешествия возникла не случайно. Данный маршрут был разработан как продолжение всех предыдущих походов. 

 

Ранее учащиеся совместно с классным руководителем побывали в близлежащих к поселку местностях, сплавлялись по горным рекам.

Затем они перешли на более трудный этап – запланировали поход до села Кетанда, что находится на территории Аркинского сельского поселения, Охотского района. А это 400 км от их родного поселка - Охотск. Этот поход занял 14 дней. Целью похода было поближе узнать культуру коренных народов, проживающих на территории  района. Маршрут был длинный и долгий. В походе дети узнали от старожилов, что через село Кетанда проходил Иркутско-Якутский тракт и якуты оказали существенное влияние на культуру эвенов.

В 2016 году дети посетили город Якутск, чтобы познакомиться с культурой якутского народа. В этом им помогла Николаева С.Н., 

она давно занимается историей родного народа и ведет работу по сохранению и передаче подрастающему поколению традиций и обычаев своего народа.  В ходе встречи дети узнали что якутский народ имеет много связей с народами, проживающими на территории Прибайкалья, с бурятами.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 

     Начальной точкой "маршрута 2017" мы выбрали Охотск. 24 июня в 17-35 рейсом Охотск-Якутск авиакомпании «Якутия» мы отправились в историко-культурное путешествие. Первой остановкой был город Якутск. Нам повезло, ведь именно на эти выходные приходился Национальный якутский праздник Ысыах. Это праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Поразил нас Якутск погодой +34, после 14 градусов тепла в Охотске. Жили в хостеле.

Показать больше

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

     Следующим пунктом нашего маршрута был город Чита, Забайкальского края, куда мы вылетели 27 июня из Якутска. Рейс был ночной. Утром рано мы прилетели в столицу Забайкальского края. Там нас встретила учитель английского языка Бадмаева Цыцык Бадмажаповна.

Показать больше

            Дальше наш маршрут пролегал до Агинских степей – поселка Агинское, куда мы добирались на микроавтобусе.  Первое, что сильно нас впечатлило – это расстояние. Цыцык Бадмажаповна сказала, что это близко. 200 км – это близко! Что тогда далеко???! Но эта поездка прошла незаметно, потому что сказывался ночной рейс и бессонная ночь, проведенная в аэропорту.

            Мы приехали в поселок Агинское, окружной центр Агинского бурятского округа. Захотелось кушать… решили начать с национальной кухни… пошли в кафешку…бузная или позная, как она тут называется. И опять удивление… в поселке висит светофор! Да, самый настоящий! … регулирует движение на федеральной трассе, которая проходит через поселок. Вова так и сказал: «Ничего себе деревня! Светофор висит!». Потом мы поели национальное блюдо буузы, которые впоследствии стали нашим самым излюбленным блюдом в бурятской кухне.

     После плотного завтрака мы пошли знакомиться с достопримечательностями поселка. Гуляли мы поселку пешком. Увидели центральную площадь, аллею героев (среди них был памятник Алдару Цыденжапову – герою, который спас воспитанника нашего детского дома). Увидели флаги восьми родов Агинских бурят. Во время прогулки Бадмаева Ц.Б. рассказывала нам легенды и сказания бурятского народа. Поселок поразил нас чистотой и наличием различных памятников и красивых и новых зданий.

        Мы решили посмотреть школу и пошли в МОУ «Агинская СОШ №1». Она славится тем, что она, во-первых, национальная, а, во-вторых, еще и информационная. В ней апробируются продукция компании Apple, ведутся электронные журналы и дневники учащихся. Мы просмотрели все кабинеты, спортивный зал и актовый зал. Еще нас заинтересовал спортивный комплекс «Баатар», там есть и тренажерный зал и зал для занятий теннисом и гимнастикой и, главное, бассейн.

        После экскурсии по поселку мы поехали в дацан – буддийский храм. Лама провел экскурсию по комплексу, по дацану. В Агинском дацане стоит статуя Майдари. По словам экскурсовода Агинский дацан приобрел статую Майдари в 1889 году. Фигуру выполнили китайские мастера. В 1940 году статую передали в ленинградский Музей истории религии. К моменту приезда ученых фигуру уже варварски разобрали, видимо, искали хранящиеся внутри драгоценности. В 1990-е годы фрагменты скульптуры в разобранном виде вернули буддийской общине, а в 2008 году специально для нее в Агинском дацане построили отдельный храм - сумэ Майдари. Майдари почитается буддистами всего мира как преемник Будды Шакьямуни. Верующие считают, что он явится в самый сложный для людей момент и светом своего учения вырвет их из тьмы заблуждений и низменных страстей.

 

       На территории комплекса много ступ, которые по традиции принято обходить по ходу солнца, по три раза. Первый круг просят прощения за все содеянные плохие дела, на второй круг принято благодарить за все хорошее, что есть, и на третий раз можно озвучить свои проблемы, просьбы. Ламы – священнослужители в дацане проводят не только экскурсии. Есть ламы – астрологи, они могут предсказать будущее, помочь в выборе правильного пути по году рождения, по восточному гороскопу.

           После экскурсии мы отправились на место нашего проживания. Это был профилакторий «Угсахай». Профилакторий «Угсахай» с оздоровительно-спортивным уклоном, расположен в долине речки Угсахай на юго-востоке Дульдургинского района Агинского Бурятского округа. Расстояние до окружного центра пос. Агинское составляет 54 км., до краевого центра г. Читы—210 км. Со всеми населенными пунктами профилакторий связывают автомобильные дороги. Местное население знало о минеральном источнике и его лечебных свойствах давно. Постепенно с развитием хозяйства было начато строительство спальных корпусов, лечебного комплекса, столовой. Построен культурный центр. Минеральная вода назначается в холодном, теплом и горячем видах, в зависимости от состояния желудочно-кишечного тракта, от секреции желудочного сока. Температура воды для минеральных ванн и их длительность корректируются врачом исходя из состояния здоровья. Также к лечебным факторам профилактория относятся 4-х и 5-ти разовое высококалорийное питание, богатое молочными, мясными блюдами в сочетании с зеленью, овощами, фруктами и мучными изделиями. Профилакторий «Угсахай» имеет развитое подсобное хозяйство, что позволяет обеспечивать отдыхающих свежими мясными и молочными продуктами. Питьевая вода артезианская, глубина скважины составляет 100 метров. Здесь мы расположились на ночь. После душа ребята играли в бильярд, теннис.

 

ДЕНЬ ПЯТЫЙ 

      28 июня, мы отправились в пещеру «Хээтэй». Дорога до пещеры заняла час с лишним. На месте нас встретил учитель географии МОУ «Кусочинская СОШ» Лодонов Эрдэни Бадмаевич. Сначала мы спустились в земляную пещеру. Там была небольшая, сухая и теплая пещера. Внутри первой пещеры было тепло и сухо. Мы сделали фото на память у входа в первую пещеру. Вторая пещера была больше, холоднее. На улице было +34 градусов, а в пещере -2 градуса. Спустились по 12-ти метровому ледяному водопаду. Посетили много гротов. Увидели сталактиты и сталагмиты, ледяные и каменные. В пещере сверху висели снежинки! Да, такие большие снежинки! И по поверьям, если съесть здесь снежинку, то зимой не будешь болеть ангиной))) Ура!!! нашлось место, где можно, не скрываясь от мамы есть снег!!! Зимой проверим)))

       Внутри самого большого грота мы прокатились по ледяному катку. Спускались по ледяным спускам на животе, на спине. В гроты залезали, заползали, протискивались. В этой  пещере найдены останки древних животных. Мы тоже внесли свою лепту – нашли кость)))  Спуск нам запомнился, потому что это был наш первый опыт спуска в пещеры. После того, как мы выбрались из пещеры и отогрелись, мы сделали запись наших эмоций в виде интервью. И не обошлись без фото на память у входа в пещеру с нашим экскурсоводом, водителем и помощником экскурсовода.

        На обратном пути мы остановились на реке Онон, главная водная артерия агинских и монгольских степей. Длина реки — 1032 км (из них 298 км по территории Монголии). Из-за засухи река стала мелководной. Мы ее даже переплывали. Вечером мы вернулись опять в «Угсахай».

Показать больше

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

        29 июня после обеда мы выехали в национальный парк «Алханай».Национальный парк «Алханай» (бур. Алхана) образован в 1999 году для охраны, изучения и рекреационного использования горно-таежных ландшафтов Забайкалья, а также для охраны культовых мест бурятского народа. Парк расположен на территории Дульдургинского района Забайкальского края. Природные комплексы Алханая представляют собой особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. В отличие от заповедников, значительные части площади национального парка открыты для регулированного посещения.

    Алханайский горный массив – единственное место в России, где гармонично соседствуют памятники природы и объекты буддийской религии. Узкие каньонообразные ущелья, чистейшая вода холодных целебных источников, великолепные небольшие водопады, диковинные каменные «реки» на склонах гор, причудливой формы скалы, удивительные грязевые вулканчики, богатейшее разнообразие животного и растительного мира – всё это Алханай, являющийся Меккой буддийских паломников и входящий в десятку самых почитаемых природных святынь буддийского мира. Гора Алханай в иерархии святынь (в устной буддийской традиции) занимает высокое место после Поталы в Тибете и горы Утайшань в Китае. Летом 1991 эти места посетил глава буддийского духовенства Далай-лама XIV Данзан Жамсо. В честь его пребывания возведен буддийский памятник — ступа.

      В комплекс входит более 20 культовых объектов, среди которых наиболее известны и почитаемы Маанин Шулуун (каменная стела с высеченным тибетским текстом мантры), Димчиг Сумэ (Храм Бога Димчиг — хозяина горы), Сэндэмэ Сумэ (Храм Цындымы – Небесная Фея мудрости), Нара Хажад (Небесная Музыкантша), Уудэн Сумэ (Храм Ворота — Алханайские Ворота), Доржи Пагмын Сумэ (Храм Алмазной Царицы — супруги хозяина горы), Загуурдиин Хабсагай (Скала промежуточного состояния или «Щель грешников»), Эхын Умай (Чрево Матери), Алханайское Обоо, Зурхэн Шулуун (Каменное Сердце), Хорео Шулуун (Каменный Забор) и др.

     Мы разместились в 2-х и 4-х местных кемпингах, маленьких деревянных домиках. В кемпингах было все необходимое, кроме плиты. Так что плиту и посуду мы взяли с собой. Холодильник и чайник были нам предоставлены. У дяди Васи, которого по его словам знают полсоюза, мы приобрели дрова и взяли напрокат мангал. В первый же день, сразу после размещения мы пошли принимать ванны. Идти нам пришлось довольно-таки далеко – почти километр с лишним. Дети предвкушали заплыв в реке, но когда увидели, где нам предстоит принимать ванны.... были немного смущены. Сюрприз их ожидал дальше))) Для принятия ванн оборудованы места в виде длинных веток протянутых с одного берега на другой. Именно эту конструкцию они называются ваннами. Цыцык Бадмажаповна показала ас-класс, окунувшись первой. Потом и вся наша группа приняла ванны (температура воды ~ 4°С).

   Ванны надо принимать нечетное количество раз и за один раз надо продержаться минуту-две в ледяной воде богатой минералами, чтобы стать здоровее. Эти ванны полезны для тех, кто страдает от болезней суставов.

Показать больше

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

        30 июня мы запланировали Малое Гороо, обход местности по ходу солнца. Для того, чтобы совершить Малое Гороо, нам нужно было двигаться по тропе вверх (перепад высот ~ 300 м.). Она привела нас к Димчиг Сумэ. Посещение Димчиг Сумэ считается обязательным для поломников, которые делают подношения хозяину святыни Алхана зёрнами риса, пшеницы, монетами и т.д. Туристы поднимаются к скале просить здоровья и благополучия, а поломники – благословения на весь дальнейший жизненный путь. У храма Димчиг Сумэ зажигают благовония, лампадки, начитывают мантры ради благополучия всех живых существ. Здесь расположена смотровая площадка.

       При дальнейшем продвижении, перевалив через гору, мы прошли рядом с Храмом Сэндэмэ Сумэ. Затем мы спустились по вьющейся каменной тропе вниз, которая с двух сторон обложена довольно высокими бордюрами из камней. Каждый поднятый камень – молитва, прочитанная паломником. Тропа привела нас к Храму Ворота (Уудэн Сумэ). Храм Ворота – одна из главных святынь на Алханае – величественная скала с огромным сквозным проёмом. Храм символизирует вход в мир Великого Блага, в обиталище божества Димчиг (Чакрасамвара). Пройдя под аркой, люди навсегда избавляются от трёх худших рождений: мир животных, претов и ад. Ступа-субурган, находящаяся внутри храма, была построена в середине XIX века по наставлению Намнанэ-ламы. После разрушения в 1930 году, она была восстановлена в 1956 году. Ежегодно 25 числа первого летнего месяца по лунному календарю здесь проводится большой молебен Согшод в честь божества Димчиг – хозяина Алханы. Верующие и паломники становятся в этот день свидетелями незримого присутствия идама Димчиг, который благословляет всех участников молебна. Вокруг субургана паломники совершают трёхкратный обход, читают молитвы и мантры. Храм Ворота обладает силой умиротворения, способен излечивать болезни. На гладких каменных стенах, можно увидеть наскальные рисунки и письмена древнего человека. На северной стене Храма, по старинным преданиям, находится одно из врат Шамбалы. Справа на скале ниже арки временами сами собой проявляются слоги мантр – «Раджин мани». Люди, обладающие чистотой души и добрыми помыслами, могут увидеть их. Храм Ворота – высота около 1100 м. над уровнем моря, Естественная арка – свод около 6 м.

      По дороге к Храму Ворота мы увидели Бумхан (Каменная Часовня). Бумхан – небольшое культовое сооружение (Каменная Часовня), предназначенное для поситания Божеств-защитников буддийской веры лил духа хозяина и хранителя местности. Алханайский Бумхан – это ещё место, где ламы и йогины прошлого в уединении занимались духовной практикой, призывая благо для всех живых существ. Каменная Часовня – квадратная постройка из краеугольного камня, длина стен 230 см, высота – 145 см. Внутри, соблюдая обряд, можно сделать подношения (подношения могут сделать только мужчины, женщинам вход воспрещён). Затем, начитывая молитвы и благопожелания, паломники совершают обход вокруг Бумхана.

       Посетили природные храмы – Храм Доржи Пагма (имя супруги божества Димчиг), Загуурдиин Хабсагай (Скала промежуточного состояния – «Щель грешников»). Примечательной особенностью скалы Загуурдиин является естественное нагромождение обломков скалы, образующих узкий сквозной проход длиной 2,5 м. Это «Щель грешников». Принято считать, что пролезший благополучно через щель очищает свою карму.

     В 300 м. от Храма Ворот находится естественный грот, длиной около 4 м., высотой – более 1 м. Это объект под названием «Эхын Умай» — одно из самых посещаемых культовых и загадочных мест Алханы. Паломники здесь совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей для продолжения своего рода. Грот, как правило, посещают семьи, у которых нет детей. У входа совершают жервоприношения, проговаривая свои просьбы. В гроте зажигают лампадку (вход только для женщин), окуривают благовониями, совершают «омовение» каплями воды, сочащимися с потолка грота. Затем ищут в ямке возле грота камушки. По поверью, сколько камешек удалось «добыть» в чреве матери, столько детей должно родиться. На деревьях вокруг пещеры подвязаны не только лоскутки тканей, но и детская одежда (распашонки, ползунки и др.). Существует множество преданий и рассказов о реальных случаях исцеления от бесплодия на Алханае.

    В километре к востоку от Храма Ворот расположен внушительный величины храм Наро Хажид– скальный останец, который красуется на левой стороне низвергающегося с горы ручья, который впадает в речку Убжогое. Он и представляет собой скалу, рассечённую с северной стороны глубокой воронкообразной расщелиной. Выше расщелина сужается и переходит в в сквозное отверстие овальной формы. Через неё проходит поток космической энергии – в Космос выбрасывается отрицательная энергия и, наоборот, через этот же проём алханайская земля подпитывается мощным потоком положительной космической энергетики.  Храм Наро Хажид в старину особо почитали ламы и проводили здесь глубокие медитации. В нижней части имеется ровная площадка. По преданиям, Намнанэ лама размещал на ней свою юрту. Большинство лам также предпочитали для медитации этот останец. В Храме Наро Хажид особая аура, особая атмосфера. Некоторым паломникам именно здесь, в расщелине, слышится чарующая божественная музыка, словно льющаяся с небес. С давних времён в народе бытует молва, что это играет Небесная Музыкантша Наро Хажид.

     Далее, проходя вдоль поля каменных ступ, мы пришли к останкам старого дома ламы Намнанэ, где великий йогин медитировал. Помимо Малого Гороо есть и Большое Гороо — круговой маршрут вокруг г. Алханай (~ 108 км.) — занимает 4 дня.

С нами на гороо пошла экскурсовод Оксана. Она поведала нам много интересного про Алханай, про растения и про животный – обитателей парка. Мы тоже не остались в долгу перед ней. Наша группа помогла ей в решении задачи, с которой она, по ее словам, давно не могла справиться. Ребята подсказали ей, как называется растение, которое Оксана не знала (а знала она все растения и животных парка). Это оказалась княженика. Она растет и в Охотске.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

     1 июля нами был запланирован подъем на вершину горы Алханай. Она является одним из важнейших природно-культовых объектов. Представляет собой плоскую площадку округлой формы диаметром около 40 м из щебня и мелких скальных обломков.        Дорога была трудной. Ребята впервые в жизни увидели клещей. Никто не пострадал, просто нашли их на одежде. Вечером 1 июля мы перебрались в профилакторий «Угсахай», чтобы переночевать и выехать рано утром в республику Бурятия, в город Улан-Удэ.

Показать больше

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

      2 июля мы провели в дороге. Выехали рано утром в 5.30 из профилактория «Угсахай». Нам предстояла долга дорога до Улан-Удэ. Поехали мы туда на микроавтобусе. Мы за день преодолели путь в 1000 километров. По дороге мы делали остановки, кушали в позной. И вечером часам к 8 мы приехали в город Улан-Удэ.

       Нами было запланировано посещение Этнографического музея народов Забайкалья, где проходила Ночь ехора-2017.  Мы смогли принять участие в танцах вокруг костра. Попытались танцевать ехор, перенесенный на разные музыкальные стили, такие как рок, регги, диско. На фестивале традиционно работали интерактивные площадки и это была одна из них. Она постепенно перекочевала на главную сцену. Этот эксперимент был сделан в первый раз. В рамках фестиваля мы посмотрели выступление народных коллективов, которые боролись за звание «Лучшего исполнителя ёхора». Для всех гостей были организованы различные тематические площадки, фудкорты и мастер классы. На этом фестивале было очень много людей (по официальным данным около 4 тысяч). Знаковым событием фестиваля стал приезд актёра, хореографа и членов жюри проекта «Танцуют все» Егора Дружинина. Традиционно все это мероприятие организовал Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал». На ночь и на весь период пребывания в городе мы разместились в общежитии Бурятского государственного университета.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

       3 июля. День начался с вкусного позднего завтрака (или раннего обеда) в кафе бурятской кухни «Шулэндо». Попробовав блюда бурятской кухни, мы отправились на экскурсию по городу Улан-Удэ. И начали мы свою экскурсию с мусульманской мечети. Мечеть в столице Бурятии стали строить в 2008 году «народным методом». Был объявлен сбор средств на строительство мечети по всем районам и поселениям республики. В настоящее время мечеть отстроена и служит местом отправления религиозных нужд мусульман в рамках местной религиозной организации мусульман г. Улан-Удэ, председатель - Нургалиев АбдульБасыр Василович. Мусульманские общины в Бурятии также действуют в городе Гусиноозерск и поселке Старый Онохой Заиграевского района. Своих мечетей пока они не имеют. В Республике в настоящее проживает около 17 тысяч мусульман. Все это нам рассказал Имам. Перед входом в мечеть женщинам выдали платки и объяснили, как принято вести себя в мечети. Также Имам рассказал нам про учение Корана, мы, в свою очередь, попытались выявить общее между христианской верой, буддизмом и исламом.

          Затем мы посетили католический костел. Католическая община в Бурятии начала складываться во второй половине XIX века. Её костяк составляли квалифицированные рабочие, прибывшие из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. Кроме поляков и литовцев, католиками были чехи, итальянцы, проживавшие на территории Бурятии. В начале ХХ века численность католиков в Верхнеудинске возросла, в связи с чем возникла необходимость строительства католического костёла. Инициаторами строительства храма выступили верхнеудинские католики В.И. Залевский, И.Л. Гейзе, Г.Л. Хросцицкий. В 1907 году они написали прошение в городовую управу о выделении участка земли под строительство храма. Освящение костела состоялось 24 июля 1909 года. Обряд освящения совершил могилёвский епископ Ян Цепляк. Католический храм просуществовал 21 год. После Октябрьской революции в СССР были закрыты практически все религиозные организации. Костёл в Верхнеудинске был ликвидирован в 1930 г.

     Возрождение католической церкви в Бурятии началось в 90-е гг. ХХ в. 31 августа 1999 г. в Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход Святейшего Сердца Иисуса Христа, а в 2002 г. началось строительство католического храма. Обряд освящения совершил Его Преосвященство епископ Кирилл Климович 5 июня 2005 г.

        Экскурсию мы завершили посещением Иволгинского дацана - монастырского комплекса из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника Далай ламы XIV.

         Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

        Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

    Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

       4 июля ранним утром на рейсовом автобусе мы выехали в Улан-Баатар. Маршрут Улан-Удэ – Улан-Баатар занял целый день. Началось наше путешествие с знакомства с итальянцем Мирко, который направлялся в восточную часть Монголии для прохождения горных троп пешком и верхом на коне. Он был с мамой. Общение с Мирко происходило на английском языке. Ребята пытались вспомнить все то, что мы изучали на уроках английского языка. Вечером мы приехали в столицу Монголии. Разместились мы в квартире-хостеле.

Показать больше

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ

       5 июля - обзорная экскурсия по Улан-Баатару. В ходе экскурсии мы посетили Гандан дацан. На его каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. И этот обряд повторяют по нескольку раз. Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца. Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри. 

          Также мы посмотрели восковые статуи Чингис-хана и жены Бортэ. В марте 2014 года компания “Ургатрэвел” открыла первую в Монголии галерею восковых фигур “Чингис хан”, в которой экспонируются 13 восковых фигур видных монгольских деятелей XIII века - Чингисхана, его матери Оулэн-эх, его жены Бортэ и четырёх сыновей, великих монгольских полководцев “всех времён”: Боорчи, Джэбэ, Жамуха, Мухулай, Хасар и Джэлмэ. Фигуры выполнены на высочайшем уровне, ни чем не уступая экспонатам музея мадам Тюссо.

      Для того, чтобы увидеть весь Улан-Батор, достаточно подняться на Мемориальный комплекс Зайсан. Мемориал в память советских воинов на Зайсан-Толгое — мемориальный комплекс в честь в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе, располагающийся в районе Улан-Батора Хан-Уул на холме Зайсан-Толгой. До 1971 года на холме Зайсан находился обелиск в память советских воинов, погибших при Халхин-Голе Мемориальный комплекс Зайсан был открыт в 1979 году, к 50-ой годовщине событий на Халкин-Голе. На вершине холма расположен бетонный шпиль, увенчанный серпом, молотом, соёмбо. В центре композиции фигура Советского солдата с высоко поднятым знаменем победы. Ее создали скульпторы Ц. Доржсурэн и П. Зулзага. Пафос мужества и твердости, гуманизма и высокого гражданского долга подчеркнут в образе русского солдата, что придает памятнику публицистическое звучание. Величественное сооружение из бетона с мраморной крошкой занимает весь склон сопки. У подножия ее на стеле выбиты знаменательные слова: «Память о советских воинах вечна, как солнце на небе, священна, как огонь на земле».

       Наверху, у мемориальной стены для возложения венков стоят урны с землей. Земля привезена сюда из тех мест Монголии, где была пролита кровь, где стояли насмерть советские воины вместе с монгольскими: из города Алтан-Булака, колыбели Народной революции, и с озера Толбонур, где сорок два дня держались окруженные врагами бойцы отрядов, которыми командовали монгол Хасбатор и латыш Байкалов (Некундэ) в 1921 году, с берегов реки Халхин-Гол, где в 1939 году были разбиты японские милитаристы. Здесь есть и урна из Брестской крепости-героя, воспринимаемой в Монголии как символ беспримерного мужества и стойкости советских солдат. С момента строительства, мемориал стал любимым местом отдыха улан-баторцев и гостей нашей столицы. Ведь с высоты Зайсан Толгоя можно любоваться панорамой Улан-Батора.  Каждый год, по традиции, в День Победы у памятника проходит церемония возложения венков. 9 мая российские и монгольские ветераны войны, представители Вооруженных сил Монголии, молодежи возлагают живые цветы и венки к мемориалу Советских воинов-освободителей на горе Зайсан. 

         Также мы посетили памятник Г.К. Жукова в Улан-Баторе.

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

     6 июля. Любого, кто соприкоснется с уникальной культурой и традициями монгольских народов, поразит с какой любовью и почетом относятся они к фигуре Великого предка. Согласитесь, что среднестатистический англичанин, немец или россиянин вряд ли знает что-либо о его современниках - Ричарде Львином Сердце, Фридрихе Барбаросе или Александре Невском, но любой монгол, бурят или калмык в деталях перескажет вам биографию Чингис-хана - какие испытание выпали на его детство и юность, кто его предки, родители, братья, как он выглядел, сколько детей у него было, с кем воевал, в какие походы ходил и какие победы одерживал и т.д. - как будто это его ближайший предок, а не исторический персонаж восьми вековой давности! И такое доскональное знание своей древней истории, гордость за нее, не имеет, пожалуй, аналогов в современном мире.

     В Монголии и ныне, спустя 8 веков, повсеместно чувствуется присутствие Великого хана - его именем названы многочисленные рестораны и гостиницы, площади и улицы, банки и корпорации, компании и предприятия, в его честь ежегодно проводятся научные конференции, о нем снимаются фильмы, ставятся спектакли, выпускаются книги. Памятников, посвященных Чингис-хану, в Монголии очень и очень много, они встречаются практически во всех городах и административных центрах страны, благо, государство и меценаты не жалеют средств на их установку. Конная статуя Чингисхана - крупнейшая в мире, расположена в 54 км к юго-востоку от Улан-Батора в местности Цонжин-Болдог сомона Эрдэнэ аймака Туве недалеко от берега реки Туул, в месте, где, согласно устному преданию, Чингис нашёл золотую плётку. Автор проекта статуи — скульптор Д. Эрдэнэбилэг, при участии архитектора Ж. Энхжаргала. Официальное открытие монумента состоялось 26 сентября 2008 года. Высота статуи — 40 м без учёта десятиметрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана. В этом великолепном памятнике удачно переданы такие черты характера, как несгибаемая воля, твердость духа, целеустремленность и непобедимость Чингис-хана, а значит и всех монгольских народов. Этот замечательный памятник установлен на перекрестке автомобильных дорог неподалеку от столичного международного аэропорта. Возведение монумента связано с переименованием в 2005 году аэропорта Буянт-Уха в аэропорт имени Чингис-хана. В памятнике запечатлен образ молодого хана, периода великой борьбы за объединение монгольских племен, начавшийся примерно в 1189, когда Тэмуджин стал ханом Монгольского улуса.

          После посещение статуи Чингис-хана мы поехали в долину динозавров. Там мы много фотографировались. Мальчики залезли даже на большую статую динозавра.

ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

        7-9 июля шопинг по городу. Монголия – отличное место для шопинга. Здесь можно приобрести товары мировых брендов и недорогие, но качественные вещи из Китая. Мы не могли обойти стороной чисто «монгольские» товары – вещи из верблюжьей шерсти, кашемировые изделия и кожаные изделия. Также нас поразили изделия из серебра. Все время, что мы ездили или ходили с нами был Эрдэни-ахай, он занимается организацией туров для туристов. Жили мы в его квартире-хостеле.

Показать больше

ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ

       10 июля мы выехали рано утром обратно в Улан-Удэ. Выехали опять утренним рейсом. Билет на автобус купили заранее, еще в Улан-Удэ. 11 июля мы продолжили знакомиться с достопримечательностями  Улан-Удэ – гуляли по центру города, фотографировались на фоне поющих фонтанов у драматического театра и у русского театра, не забыли и про голову Ленина.

       В нашей поездке мы посещаем только самые и самые места. Мы побывали у памятника герою России Алдару Цыденжапову, который в числе остальных спас и воспитанника нашего Охотского детского дома.

ДЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

       12 июля опять рано утром вы выехали на Байкал. По этим территориям поездки надо планировать на раннее утро, потому что расстояния большие. Для посещения мы выбрали северную часть Бакала. Нами было запланировано посещение Забайкальского национального парка. По пути мы заехали в Горячинск, место, которое славится своими горячими источниками. А вечером мы приехали в Усть-Баргузин, поселок на берегу реки Баргузин, одного из притоков Байкала. Разместились мы в частном секторе. Нам затопили печку, баню. Все было отлично. Прям со двора можно было выйти на берег реки и даже поплавать, чем мальчишки наши не преминули заняться. Хозяин рассказал, куда нам предстоит идти на следующий день… мы не верили, что такое возможно, но…

ДЕНЬ ДВАДЦАТЫЙ

     13 июля мы выехали в сам национальный парк. За нами приехала менеджер парка. В 9 часов мы вышли на тропу которая называлась «Тропа выживания». Тянется она 9 км в одну сторону. По этой тропе мы поднялись на мыс Святой нос, 1885 м. над уровнем моря. Сказать, что было трудно – почти ничего не сказать, но для мальчишек наших – спортсменов это было нетрудно. Трудно пришлось простым обывателям. С нами были два гида. Вышли мы в 9 утра, а вернулись в 7 вечера. Но подъем того стоил. Сверху открывается отличная панорама, видны два залива – Баргузинский и Чивыркуйский. Видны Тушканьи острова, где проходит лежбище нерп. Вечером после тропы выживания, мы поехали в п. Курбулик, который расположен уже в Чивыркуйском заливе. Расположились опять в частном секторе, арендовали домик. После бани и разговоров о тропе мы легли спать.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

      14 июля – мы организовали экологический десант на берегу Байкала. Мы очистили берег от мусора. Хозяйка специально для этого выделила нам мешки и перчатки. А потом мы отправились на экскурсию к близлежащим островам. Экскурсию нам организовал житель поселка на своей самодельной лодке, баркасе или что-то вроде того. Мы много фотографировали и фотографировались. Вернувшись, мы решили искупаться, но солнце успело спрятаться за тучи. Нас это не напугало, все равно мы решили окунуться. А затем, поев байкальского омуля, мы выехали обратно в столицу Бурятии. По дороге, когда мы проезжали Баргузинский залив, сама природа ка-будто пригласила нас окунуться и в этой части Байкала – выглянуло солнце. Мы решили поплавать. Вода была теплая, мы плавали))

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ

          15 июля. Это наш последний день в городе Улан-Удэ. Остался один пункт – посетить республиканский эколого-биологический центр. Туда мы и направились. И еще немного походили по магазинам. Поели бууз.

Показать больше

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ

16 июля выехали в город Владивосток на поезде. Мы ехали три дня. Во Владивостоке мы остановились на туристической базе. Первые два дня было дождливо и туманно. Мы сидели дома и смотрели «бурятские» фильмы. А потом выглянуло солнце и вдоволь наплавались, назагорались.... И вернулись в родной город Хабаровск. Откуда, погостив неделю у родственников, мы вернулись домой, в Охотск....

Показать больше

КОНТАКТЫ

Офис №2, ул. Тургенева, 55 

680000, Россия, Хабаровск

anopirs@yandex.ru

7 (924) 222-05-50

АНО «ПИРС» © 2016-2019